Новаковский Алекса Харлампиевич

1872 - 1935

Алекса Харлампиевич Новаковский (1872-1935) относится к величайшим мастерам украинского искусства первой трети ХХ в. Он жил во время больших перемен, был очевидцем страшных руин и катастроф, к которым привела Первая мировая война, свидетелем развала мощных империй России и Австро-Венгрии. На его глазах создавалась украинское государство на территории Восточной Галиции с провозглашением Западно-народной республики, которая просуществовала 8 месяцев. Тогда же началась оккупация Галиции Польшей. Политика конфронтации по украинскому меньшинству и ее дискриминация на всех уровнях. Творчество и судьба Новаковского неразрывно были связаны с историческими событиями. Свои гражданские и эстетические позиции он высказывал в искусстве.

Во время учебы в Яна Станиславского (1860-1907) Новаковский стремился к активному диалогу с природой. Он рисовал в разное время года, изучал смену освещения в течение суток. И хотя основной задачей оставалась передача атмосферы, все же его колористические решения, постепенно обостряясь, заметно отличались от импрессионистической живописи Станиславского.

1905 началась фаза эпически-монументальных портретов. Этот этап показал перелом в пластических поисках, после чего художник перешел к все более интенсивному решению колористических проблем, к свободному владению линией и светом. В художественном языке художника произошел переход от импрессионизма к экспрессионизму.

В 1910-х годах наиболее мощным элементом живописи Новаковского становится цвет - уникальный вибратор тонких настроений и меняющихся перемен как в среде, так и в душе художника. Заметно это отразилось в единой по своей неповторимости в украинской живописи серии пейзажей одного и того же мотива - изображение Собора Юра во Львове.

Период 1918-1919 годов - самой трагической в истории западно-украинских земель, однако в искусстве это время проявилось в большей степени подъемом и верой в светлое будущее. Творческий подъем пережил и Алекса Новаковский. Воцарилась тема легендарной величия Украины, героическая трагедия. Новые художественные явления стремительно рождались в разных точках Европы, прежде всего в Париже, шквалом пронеслись над уничтоженными недавней войной европейскими странами и не обошли украинских художников. В творческой эволюции Алексы Новаковского нарастала внутренняя масштабность и драматизация образов. Их он достигал путем использования новых модернистских пластических средств. Новаковский деформировал формы, обращался к сознательному преувеличения объектов и цветов. Последний этап творчества мастера длился 10 лет. Созданное в этот период наиболее полно соответствовало неповторимому стилю Новаковского. Хотя в тематическом плане почти ничего не изменилось, однако появилась уверенная сила, давшая художнику высокую свободу от эстетических обязательств и навязанных стилевых норм во имя выражения мятущегося национального духа, раскованных страстей. Его поздняя манера значительно отличается от раннего творчества. Он лепит форму крупными мазками, использует смелые цветные созвучие, полны чувством драматического напряжения. В этом творческом этапе проявилось формирования нового художественного метода, основанном на отказе от описательности (характерной черты его раннего искусства) в пользу героико-монументального решения. Алекса Новаковский был тесно связан с культурой начала ХХ века и черпал идеалы об окружающем мире из опыта своего времени. Еще много о нем остается неразгаданным, однако его творчество является органической частью украинской истории, культуры, выражением национальной ментальности.

С 4 февраля по 28 марта 2015 года в галерее НЮ АРТ состоялась выставка "Алекса Новаковский и школа".

С 5 апреля по 5 мая 2018 года в галерее НЮ АРТ прошла выставка "Художник-чудак. Алекса Новаковский и его школа"

Картини автора